Минский международный образовательный центр имени Йоханнеса Рау

Первый модуль образовательного курса по программе TEACCH состоялся в Минске

12-15 февраля 2018 г. в Минске состоялся первый модуль образовательного курса для педагогов-психологов, учителей-дефектологов, представителей НПО и родителей детей с расстройствами аутистического спектра по программе TEACCH (содействие и помощь людям с аутизмом), осуществляемой в сотрудничестве с университетами, объединениями родителей и государственными учреждениями.

Организаторы образовательного курса: Представительство Дортмундского международного образовательного центра (ФРГ) совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) при поддержке комитета по образованию Мингорисполкома и Минского городского института развития образования, а также организационно-методическом содействии Минского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Программа обучения включает три модуля. Вводный образовательный курс прошел с участием представителей Министерства образования Республики Беларусь, специалистов из сферы медицины и образования, представителей НПО, а также родителей детей с аутизмом.

Приглашенным экспертом по программе TEACCH выступил Кристоф Вебер-Шлаус – социальный педагог, руководитель мастерских для людей с инвалидностью ProWerk, учреждения «Бетель» (фонды им. фон Бодельшвинга). Более 150 лет фонды занимаются проблемами людей с особенностями. Специализированный отдел по вопросам аутизма оказывает поддержку детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра, а также специалистам, сопровождающим их.

На открытии первого модуля директор Представительства Дортмундского международного образовательного центра (ФРГ) в Республике Беларусь Ольга Ренш-Ветцель отметила, насколько важным является международное сотрудничество в сфере социализации людей с расстройствами аутистического спектра. В Германии социальные организации по работе с людьми с аутизмом имеют огромный опыт. Подход к программе TEACCH покажет нам результат опыта обучения маленьких детей и школьников, их дальнейшей профориентации, возможность трудоустройства, а самое главное – продемонстрирует положительные результаты кооперации семьи и окружения, садика, школы и государственных учреждений. Наша цель – индивидуальная программа развития каждого человека с аутизмом.  

 

Светлана Васильевна Уклейко, начальник Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь, отметила, что Министерством образования Республики Беларусь делаются большие шаги в сторону улучшения качества образования для детей с расстройствами аутистического спектра, регламентированы специализированные образовательные процессы, активно разрабатывается нормативная база. Такие мероприятия, как сегодня, во многом способствуют взаимодействию и результативной работе. Мы вместе должны сделать общеобразовательный процесс адаптированным для каждого ребенка. Где бы ни находилась школа – в большом городе либо маленьком поселке – любому учащемуся должно быть там комфортно. Министерство образования нацелено на плотную работу с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. В ходе семинара мы очень надеемся найти отправные точки для успешной коммуникации с родителями, педагогами и медиками. Наша работа направлена на благо каждого ребенка.

 

Заместитель Представителя Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Габриэлла Акимова подчеркнула, как важно для общества обратить внимание на проблемы социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Совместное взаимодействие родителей, специалистов и государственных структур может существенно повлиять на создание приемлемых условий для детей с аутизмом. ЮНИСЕФ поддерживает образовательный курс для белорусских специалистов и родителей в рамках проекта “Профилактика инвалидности и социальная интеграция детей с инвалидностью и особенностями психофизического развития”, который реализуется ЮНИСЕФ в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь при поддержке Правительства Российской Федерации. ЮНИСЕФ планирует продолжать работу по совершенствованию системы помощи и соблюдения прав детей с расстройствами аутистического спектра. 

 


Проректор по научно-методической работе ГУО «Минского городского института развития образования» Толкачева Оксана Владимировна зачитала приветственный адрес организаторам и участникам программы обучения от имени Киндиренко Марии Станиславовны, председателя комитета по образованию Мингорисполкома, и обратила внимание присутствующих на тот факт, что в современных условиях развития системы образования Республики Беларусь инклюзивное обучение является важнейшим для удовлетворения образовательных потребностей всех участников. За последние годы в городе Минске сделаны большие шаги по продвижению инклюзивного образования. Реализуется концепция инклюзивного образования, выполняется план мероприятий, осуществляется методическая и научная деятельность. В то же время создаются условия для благополучной информационной среды для повышения компетенции специалистов. Налаживается сотрудничество учреждений, родителей и педагогов. Международное партнерство способствует расширению взаимодействия специалистов по вопросам расстройств аутистического спектра.

 

Социальный педагог Кристоф Вебер-Шлаус, руководитель мастерских для людей с инвалидностью ProWerk учреждения «Бетель» (фонды им. фон Бодельшвинга), рассказал о том, что на протяжении 150 лет в городе Билефельд работает самая крупная организация в Европе - фонды имени фон Бодельшвинга, в которой трудятся более 18 тысяч сотрудников с инвалидностью, включая расстройства аутистического спектра. В структуру фондов входят производственные предприятия, крупный образовательный центр, мастерские трудовой реабилитации уязвимых категорий граждан для их подготовки к трудоустройству на открытом рынке труда. Эксперт поделился опытом работы такого предприятия, рассказал родителям и педагогам о путях социализации и трудовой адаптации детей с аутизмом. Он подчеркнул, что самое главное для родителей – не оставаться наедине со своими вопросами, обязательно искать ответы, находить специалистов, не замыкаться в кругу семьи со своими проблемами, обязательно объединяться с другими родителями, искать поддержку и педагогов.            

В рамках вводного образовательного курса были рассмотрены примеры сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в семье и обществе в Германии, также участники познакомились с программой TEACCH в Северной Каролине (США). Обществу необходимо создавать для людей с РАС необходимые условия для достижения максимальной степени самостоятельности, интеграции и повышения качества их жизни.

Образовательный курс проводится в рамках проекта “Профилактика инвалидности и социальная интеграция детей с инвалидностью и особенностями психофизического развития”, который реализуется Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь при поддержке Правительства Российской Федерации.

Фотографии