На Международном семинаре «Компетенции XXI века в организации практик образования для устойчивого развития» в рамках Недель устойчивого развития-2017 педагоги и эксперты обсудили видение будущего образования для устойчивого развития.
Независимо от политических пристрастий, уровня экономического благосостояния или религиозных взглядов все люди заинтересованы в устойчивом развитии, отметил ректор Академии последипломного образования Андрей Монастырский.
− Образование играет очень важную роль для устойчивого развития. Академия последипломного образования много лет была центром устойчивого развития в системе образования, здесь координировались проекты, в которых участвовали десятки учреждений образования, − подчеркнул Андрей Монастырский.
Критическое мышление, самостоятельность, понимание важности непрерывного саморазвития, умение работать в команде – это те важные качества, которые понадобятся сегодняшним школьникам в будущем, подчеркнула председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию Ирина Старовойтова.
− Образование в интересах устойчивого развития − это инновационное образование. Это всегда новые подходы, идеи и концепции. В Беларуси создана сеть школ, которые действуют в интересах устойчивого развития. Я рада сообщить, что эти действия закреплены и на законодательном уровне. Надеюсь, что принципы, которые заложены в концепции социально-экономического развития, будут реализовываться в системе образования в дальнейшем, − рассказала Ирина Старовойтова.
Экономика XXI века в корне отличается от той, что была в XX веке. Она больше не базируется на массовом создании типовой продукции, физическом труде и наращивании производства.
− Сейчас наступает знаниевая цифровая «зеленая» экономика, которая функционирует по определенным принципам и правилам, значительно отличающимся от тех представлений об экономическом устройстве, к которым мы привыкли, − заметил старший преподаватель кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования, эксперт Ассоциации «Образование для устойчивого развития» Виктор Кулик.
И готовить будущих участников этой экономики предстоит иначе. Конвейерное образование, в котором посредством четких функциональных предметных блоков всем ученикам транслируется одна и та же информация, уже не в тренде.
− На выходе мы получаем людей, обладающих типовым набором знаний, умений и навыков. Такая модель замечательно подходит для индустриальной организации экономики, но это не дает эффекта сейчас, − подчеркнул Виктор Кулик.
Основная задача прежнего подхода заключалась в том, чтобы человек освоил определенную идеологию (в каждой стране свою) и стал ее адептом. Сегодня может быть одна общая идеология, считает педагог. И это идеология устойчивого развития, потому что реализовать ее в отдельно взятой стране невозможно.
− Качественное образование для устойчивого развития поможет человеку обеспечить свою жизнеспособность и качество жизни в XXI веке. Это образование, которое позволит человеку постоянно модифицироваться и учиться всегда, − считает эксперт Ассоциации «Образование для устойчивого развития».
Учреждение образования XXI века будет работать для всех категорий населения, а не только для детей до 16 лет, потому что школа будет призвана помогать людям учиться на протяжении всей жизни — таков прогноз экспертов.
Интерактивная карта программы Недель устойчивого развития
Следить за новостями мероприятий можно на странице Недель УР.