Минский международный образовательный центр имени Йоханнеса Рау

Программа поддержки

РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ «СТРАТЕГИИ И ПАРТНЕРСТВО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

6–7 июня 2018 года в Минском международном образовательном центре им. Й. Рау прошла Конференция по устойчивому развитию «Стратегии и партнёрство для достижения Целей устойчивого развития» (далее – Конференция), в которой приняли участие более 270 представителей государственных органов, бизнеса, общественных организаций и инициатив из Беларуси и Германии, а также представители организаций системы ООН в Беларуси и других международных организаций. Более половины участников Конференции – это представители регионов, которые активно содействуют устойчивому развитию своих территорий, предприятий, организаций и инициатив. Участники обсудили актуальные для общества вопросы устойчивого развития и познакомились с опытом белорусских, немецких и украинских коллег.

Осознавая важность принятой 25 сентября 2015 г. на Саммите ООН по устойчивому развитию резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», сформулировавшей 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), участники заслушали и обсудили доклады, сообщения и презентации, а также высказали предложения по совершенствованию работы в сфере устойчивого развития. При этом участники Конференции исходили из основных принципов и подходов, согласованных на уровне международного сообщества, а именно: системного подхода, партнёрства, общественного участия, мониторинга и оценки эффективности деятельности.

В ходе Конференции было отмечено, что Республика Беларусь не только декларирует приверженность Целям в области устойчивого развития, но и делает важные практические шаги к их достижению:

Введена позиция Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития в Беларуси, что стало началом формирования архитектуры управления процессом достижения ЦУР. На данный момент она включает в себя Совет по устойчивому развитию и ряд действующих в рамках Совета секторальных групп по сквозным вопросам, Парламентскую группу по ЦУР, Партнёрскую группу устойчивого развития, Общественный совет по формированию и оценке стратегий устойчивого развития. Во всех областях и городе Минске созданы Региональные рабочие группы по устойчивому развитию.

Создаются условия по организации системы мониторинга реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР–2030) и вовлечения в этот процесс заинтересованных игроков.

Национальный статистический комитет совместно с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями сформировал национальный перечень показателей для мониторинга достижения ЦУР. В целях систематизации мероприятий и действий по мониторингу показателей достижения ЦУР Белстат подготовил Дорожную карту по разработке статистики по ЦУР.

Стартовые условия для нашей страны на пути к ЦУР обозначены в первом добровольном национальном докладе, представленном в июле 2017 года на Политическом форуме ООН высокого уровня. В данном документе помимо успехов также определены слабые места и возможные пути их преодоления. Представлены видение и подходы Беларуси к достижению таких ЦУР, как хорошее здоровье и благополучие, гендерное равенство, инновации, инфраструктура и др.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь при поддержке ПРООН в Беларуси провёл 19 декабря 2017 года открытые парламентские слушания «Партнёрство ветвей власти как необходимое условие успешного достижения Целей устойчивого развития» и принял рекомендации государственным органам, а также другим государственным и общественным организациям, представителям бизнеса.

В результате миссии международных экспертов ООН по оценке элементов процесса достижения ЦУР (миссия MAPS) сформулированы акселераторы (ускорители) реализации ЦУР страны.

Разработаны и реализуются стратегии устойчивого развития (СУР) и другие документы стратегического управления устойчивым развитием на уровне ряда областей, районов, городов и сельских советов.

В процессах достижения и мониторинга ЦУР задействованы различные инструменты и механизмы, предполагающие регулярное обсуждение в публичном пространстве и распространение информации о философии и смысле данного процесса с непосредственным участием широкого круга партнёров, включая гражданское общество и местные инициативы. Проводятся многочисленные кампании и акции по продвижению ЦУР. Например, Недели устойчивого развития – 2017 (Программа поддержки Беларуси Федерального правительства Германии), Bike4SDGs 2016, 2017, 2018 (ПРООН) и др.

На международном уровне признается и отмечается вклад Беларуси в достижение ЦУР, что находит своё отражение в высоких позициях страны в мировых рейтингах. В частности, можно привести следующие примеры:

21-е место в Индексе по Целям устойчивого развития (2017 год).

52-е место в рейтинге государств по индексу человеческого развития.

35-е место из 175 в рейтинге счастливого детства.

Беларусь входит в число 21-й страны мира, где Индекс гендерного развития равен или больше 1 (1,021).

Беларусь входит в десятку ведущих стран мира по проведению реформ, благоприятных для бизнеса.

При этом дискуссии, развернувшиеся на Конференции, выявили целый ряд аспектов, требующих дальнейшего урегулирования и развития, особенно тех, которые связаны с акселераторами (ускорителями) реализации ЦУР страны.

Прежде всего участники отметили неопределённый правовой статус местных СУР, что в процессе их реализации приводит к несогласованным действиям, финансовой и организационной необеспеченности, отсутствию ответственности за достижение результатов.

Все ещё отсутствуют юридически обязательные механизмы участия граждан и институтов гражданского общества в процессах разработки стратегических программ и других документов, в том числе связанных с достижением ЦУР, их реализации, мониторинга и оценки процесса и результатов. Участники Конференции считают необходимым усилить и конкретизировать участие органов местного самоуправления, особенно на уровне сельсоветов, в решении проблем устойчивого развития территорий.

Существующие рамочные условия не стимулируют бизнес активно участвовать в решении социальных и экологических проблем, а также содействовать процессам устойчивого развития на местном и региональном уровнях. 

Несмотря на то, что нормативно-правовая база для сертификации и экологической маркировки частных компаний в целом основана на современных международных стандартах (т. е. экологических стандартах ISO 14000 и требованиях ЕС), в деятельности предприятий и организаций наблюдается отставание в практическом внедрении систем управления окружающей средой, в повышении компетентности персонала в области охраны окружающей среды, экологической маркировки продукции. В стране не создан независимый орган, отвечающий за экологическую сертификацию продукции.

Цель обеспечения гендерного равенства отражена в национальной политике, однако сохраняются экономическое неравенство мужчин и женщин, профессиональная горизонтальная и вертикальная сегрегация, разница в доходах и в доступности кредитных ресурсов в пользу мужчин, неравномерное распределение домашних обязанностей, домашнее насилие. Все ещё недостаточен уровень осведомлённости и ответственного поведения граждан в вопросах пользования природой и ресурсами, развития территорий своего проживания, участия в процессах принятия решений и мониторинга их исполнения. Вопросы устойчивого развития и методология образования в интересах устойчивого развития не стали составной частью образовательных стандартов для всех ступеней и практик формального и неформального образования; следовательно, не обеспечивается необходимое условие ориентации на будущие поколения в работе со всеми группами населения, производственными структурами и территориями.

Рассматривая задачи достижения ЦУР и фокусируясь на предложенных акселераторах (ускорителях) реализации ЦУР, участники Конференции констатируют необходимость повышения эффективности управления, партнёрства и участия в процессах по достижению ЦУР в Республике Беларусь всех субъектов. Участники обращаются к Национальному координатору по достижению Целей устойчивого развития в Беларуси, Совету по устойчивому развитию, Администрации Президента Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, представителям бизнеса, гражданского общества и СМИ. В целях повышения эффективности управления, партнёрства и участия в процессах по достижению ЦУР в Республике Беларусь предлагаются следующие шаги и действия:

1. В направлении архитектуры управления, общих аспектов вертикальной и горизонтальной интеграции достижения ЦУР

1.1 Разрабатывать стратегические документы (в том числе и НСУР на период до 2035 года), государственные программы и планы, а также актуализировать действующие документы с учётом ЦУР и соответствующих индикаторов как на национальном, так и на региональном уровнях.

1.2 Обеспечить разработку правовых основ для проведения оценки разрабатываемых проектов нормативных правовых актов, в первую очередь законопроектов, на предмет их соответствия принципам устойчивого развития на основании ЦУР и НСУР; ввести такую оценку в практику нормотворческих органов.

1.3 Совершенствовать и развивать архитектуру управления деятельностью по достижению ЦУР, в том числе создавать на национальном, региональном и местном уровнях структуры, отвечающие за имплементацию ЦУР (вводить специалистов).

1.4 Обеспечить оптимальную синхронизацию деятельности, подходов и ответственности членов Совета по устойчивому развитию и межведомственной рабочей группы по разработке проекта НСУР на период до 2035 года.

1.5 Предусмотреть интеграцию рекомендаций миссии МАРS и Дорожной карты Национального статистического комитета Республики Беларусь по разработке статистики по ЦУР (с учётом ею доработки) в НСУР на период до 2035 года.

1.6 Обеспечить участие и вклад организаций гражданского общества в разработку НСУР на период до 2035 года и Дорожной карты по имплементации ЦУР (в случае ею разработки).

1.7 Реализовать принцип горизонтальной интеграции ЦУР через экспертизу нормативных правовых актов на предмет их соответствия принципам устойчивого развития на основании ЦУР и НСУР, сбор статистических дезагрегированных данных и координацию действий ответственных лиц, организаций и институтов. Учитывать акселераторы (ускорители) достижения ЦУР при разработке государственных программ, национальных планов действий и других стратегических документов на уровне целевых показателей их реализации. Продолжить проведение широкомасштабной просветительской деятельности среди государственных служащих, гражданского общества, специалистов по вопросам международных и национальных обязательств, системе национальных показателей достижения ЦУР, акселераторам (ускорителям) реализации ЦУР.

1.8 Для обеспечения прозрачности процессов реализации, мониторинга и оценки достижения ЦУР необходимо создать технологически простой доступ к количественным и качественным данным, сбор которых на национальном и региональном уровнях должен носить системный характер, данные должны быть дезагрегированы по различным критериям / основаниям. Разработать перечень индикаторов ЦУР для регионального и местного уровней управления.

1.9 Организовать систему государственных устойчивых закупок на основании ЦУР и приоритетов НСУР.

2. В направлении локализации ЦУР

2.1 Создать правовые условия для утверждения национальной, региональных и местных СУР соответствующими нормативными правовыми актами и обеспечения обязательности применения норм, указанных в этих стратегических документах.

2.2 Законодательно закрепить требование осуществления разработки и реализации местных СУР, а также финансирование мероприятий, реализуемых в их развитие, за счёт средств республиканского и  местных бюджетов, а также иных источников.

2.3 В целях повышения роли общественных советов, советов территориального общественного самоуправления, всех форм самоорганизации граждан наделить их реальными полномочиями и организационными ресурсами для консолидации гражданских инициатив, расширения участия граждан в общественно полезной деятельности, осуществлении общественной экспертизы и контроля. Обратиться к депутатам Национального собрания с предложением проведения дискуссии по вопросам расширения полномочий органов местного самоуправления, эффективности их работы в деле устойчивого развития территорий.

2.4 Стратегия (формы и механизмы) вовлечения граждан в процессы достижения ЦУР должна стать составной частью местных, региональных и национальной СУР.

2.5 Исходя из накопленного опыта и с учётом новых задач по имплементации ЦУР подготовить методические рекомендации по разработке и реализации региональных и местных СУР.

2.6 Развивать сотрудничество и партнёрство районов и территорий, реализующих собственные СУР.

3.  По конкретным тематическим направлениям (на примере акселераторов (ускорителей) достижения ЦУР) – переход к «зелёным» принципам для инклюзивного и устойчивого роста, ориентация на будущие поколения, цифровая трансформация и социальные инновации, гендерно равноправное общество)

3.1 Рассматривать гендерное равенство как необходимое условие устойчивого развития и важнейшую задачу в области реализации прав человека и обеспечения социальной справедливости. Государственная гендерная политика в полной мере соответствует национальным интересам Беларуси, не противоречит семейным ценностям и в значительной степени способствует достижению  ЦУР, реализуя принцип «не оставить никого позади».

3.2 Продолжить повышение компетенций специалистов государственных органов в области развития механизмов внедрения гендерного подхода в процесс разработки и реализации мер государственной политики в различных сферах жизнедеятельности общества. В связи с этим поддержать предложение о введении соответствующего раздела в НСУР на период до 2035 года.

3.3 По результатам деятельности НИИ труда Министерства труда и социальной защиты  по разработке методологических подходов к учету гендерного фактора при формировании и реализации государственных программ ввести элементы учета гендерного фактора в проекты 2-3 государственных программ социальной направленности, разрабатываемых на очередной пятилетний цикл.

3.4 Расширить круг заинтересованных сторон, принимающих участие в реализации гендерной политики: повышать участие частного сектора, особенно при реализации принципа гендерного равенства на рынке труда и обеспечении прав работников с семейными обязанностями, вовлекать мальчиков и мужчин в домашние обязанности и воспитание детей.

3.5 Посредством диалога, анализа международного опыта определить ключевые критерии, составляющие и приоритеты «зелёной» экономики в Беларуси, основой которой видеть циркулярную экономику. В этом направлении предлагается создавать благоприятные рамочные и правовые условия для развития компонентов циркулярной экономики, а бизнес-структурам более активно действовать в данной сфере.

3.6 С целью ускорения мировой экологической интеграции и перехода к «зелёной» экономике предусмотреть экономические стимулы для предпринимателей, предприятий, государственных и некоммерческих организаций, внедряющих стандарты ISO 14000 и на их основе осуществляющих экологическую сертификацию продукции.

3.7 Внедрить современные методы и инструменты государственного эколого-экономического управления, включая разработку механизма экологического страхования, что позволит стимулировать рациональное природопользование и охрану окружающей среды.

3.8 Содействовать повышению мотивации малого и среднего бизнеса вовлекаться и поддерживать действия по достижению ЦУР, стимулировать его участие в осуществлении мероприятий по разработке и реализации СУР.

3.9 Использовать опыт Германского кодекса по УР как механизма вовлечения бизнеса в процессы обеспечения «зелёной» экономики и устойчивого развития.

3.10 Создать условия для повышения открытости в информировании о роли бизнеса в решении социальных и экологических проблем, в частности, принять и закрепить нормы, чтобы упоминания в СМИ бизнес-структур в данном контексте не считались рекламой (например, ввести соответствующие изменения в  закон «О рекламе» или разработать разъяснения Министерства антимонопольного регулирования и торговли и Межведомственного Совета по рекламе).

3.11 Разработать нормативно-правовой акт о социальных инвестициях, который создаст дополнительные стимулы для активного участия бизнеса в достижении ЦУР и появления новых субъектов социального предпринимательства. Предусмотреть законодательством норму о вычете налога на прибыль на деятельность неограниченного круга зарегистрированных некоммерческих организаций.

3.12 Рекомендовать Министерству образования и другим заинтересованным структурам учитывать положения «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» при разработке модели современного образования и просвещения в междисциплинарных областях экологического, экономического и социально ориентированного знания, а также обеспечении компетенций устойчивого развития; поддерживать и распространять передовые педагогические практики образования в интересах устойчивого развития для всех поколений.

3.13 На основе партнёрства и кооперации бизнеса и провайдеров образования обеспечить трансфер в образовательные практики знаний и технологий, актуальных для устойчивого развития.

3.14 Совершенствовать нормативно-правовую базу, направленную на развитие и поддержку деятельности провайдеров дополнительного и неформального образования, обеспечивающих удовлетворение многообразных образовательных потребностей граждан и сообществ.

3.15 Поддерживать организацию детско-взрослых исследовательских общностей и партнёрства, обеспечивающих интеграцию принципов устойчивого развития и методологии образования в интересах устойчивого развития для всех поколений в повседневную жизнь людей и сообществ.

3.16 Стимулировать создание и институциализацию деятельности структур и механизмов научной, образовательной, методической поддержки региональных и местных процессов устойчивого развития (научная лавка и др.).

3.17 Рекомендовать руководителям промышленных предприятий, научно-исследовательских центров практически использовать потенциал студенческих научных обществ, вовлекать их участников в разработку актуальных социально-экономических проектов.

3.18 Рекомендовать СМИ более активно освещать процессы устойчивого развития, конкретные практики и примеры в решении социальных и экологических проблем различными субъектами вне зависимости от форм собственности и организационно-правовых форм.

4. В развитии международного сотрудничества в контексте устойчивого развития

4.1 Рассматривать международное партнёрство как неотъемлемую часть процессов достижения ЦУР на национальном, региональном и местном уровнях, поощряя многовекторность и долговременность международных связей и отдавая им приоритет при разработке положений нормативно-правового регулирования международного сотрудничества в интересах устойчивого развития.

4.2 Стимулировать и поддерживать развитие многообразия форм международной кооперации в достижении ЦУР; содействовать развитию системы межмуниципальной кооперации (в частности, эффективнее использовать сотрудничество городов-побратимов, возможности сети городов-подписантов Соглашения мэров по климату и энергии, глобальных акций и других международных сетей, сообществ и профессиональных ассоциаций), а также включения в эту систему негосударственных организаций и бизнеса с целью максимизации эффекта и взаимной выгоды от использования различных форм международной кооперации.

4.3 Стимулировать и поддерживать усилия участников процессов устойчивого развития разных уровней по продвижению в международную практику собственного опыта и опыта страны в сфере достижения ЦУР.

4.4 Содействовать расширению культурно-образовательного сотрудничества общественных инициатив, широкому использованию различных средств искусства в процессах популяризации ценностей устойчивого развития и включения граждан в деятельность по достижению ЦУР на местном и глобальном уровнях.

Участники Конференции призывают все заинтересованные организации и структуры, а также каждую и каждого выступить в роли лидеров в практической организации своей собственной деятельности в соответствии с ЦУР и таким образом создавать позитивные примеры.

Резолюция принята на заседании организационного комитета на основании результатов работы, предложений и комментариев участников Конференции по устойчивому развитию «Стратегии и партнёрство для достижения Целей устойчивого развития».