Минский международный образовательный центр имени Йоханнеса Рау

Программа поддержки

Шаги к устойчивости: что сделать для достижения глобальных целей

Беларусь взяла на себя обязательства по выполнению 17 международных целей устойчивого развития. В ближайшее время предстоит определиться с тактикой и подходами, понять, что сделать в первую очередь и чей опыт позаимствовать.

Эти вопросы обсуждали специалисты в рамках Недель устойчивого развития – 2017 на круглом столе «Имплементация целей в области устойчивого развития на национальном и регионом уровнях», организованном на базе Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики.

Солидарность и сотрудничество

Первая Национальная стратегия устойчивого развития была принята в Беларуси в 1997-м. Последняя была одобрена в феврале 2015 года Президиумом Совета Министров Беларуси и рассчитана на период до 2030 года. В этом году она была расширена с учетом китайского опыта. Однако в данном документе еще не отражены цели устойчивого развития, поэтому сегодня очень важно, чтобы в стране появился единый комплексный документ, который позволит контролировать их достижение.

– Взятые перед мировым сообществом обязательства по выполнению 17 целей устойчивого развития побуждают нас пересмотреть государственные программы, адаптировать законодательство, перекроить бюджеты. Нам нужно создать единый программный документ для достижения целей, – отмечает Национальный координатор по достижению Целей устойчивого развития, заместитель Председателя Совета Республики Национального собрания Марианна Щёткина. – Предстоит определиться, что это будет за документ — национальный план, программа или дорожная карта к существующей Национальной стратегии устойчивого развития. Важно отслеживать прогресс и достижение целей, а сегодня это невозможно, потому что деятельность рассредоточена по государственным, региональным и отраслевым программам.  

По мнению Марианны Щёткиной, при подготовке такого документа важно услышать голоса всех — государственного сектора, промышленного, общественности. И он обязательно должен коррелировать с международными стратегиями, но учитывать национальные особенности и проблемы.

В Беларуси создана архитектура управления деятельностью по достижению целей устойчивого развития, в том числе в этом году учрежден институт Национального координатора по достижению целей устойчивого развития, создан Совет по устойчивому развитию, при котором формируются парламентская, партнерская (с участием НГО) и региональные группы.

– Ключевыми принципами должны стать партнерство, солидарность и взаимодействие как на глобальном, так и на региональном уровнях, – подчеркивает Марианна Щёткина.

Деятельность по достижению целей устойчивого развития должна пройти через все программы государства и появиться в планах по развитию районов, считает заместитель министра экономики Александр Червяков.

— Действительно, это ответственность всех. И в этом процессе важен синергетический эффект: обмен опытом и взаимодействие между странами и внутри страны — на разных уровнях и в разных сферах, – подчеркивает исполнительный директор Дортмундского международного образовательного центра, руководитель Программы поддержки Беларуси Федерального правительство Германии  Астрид Зам.

С опорой на национальные особенности

Специалисты Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики прорабатывают подходы, которыми следует руководствоваться в работе. Национальная стратегия устойчивого развития — тот самый стратегический документ, который они формируют с участием игроков из разных сфер.  

— Нам важно учитывать внутренние интересы страны и специфику нашей экономики. Нужно соблюдать преемственность целей и задач, которые были в предыдущих национальных стратегиях и программных документах, скорректировав документы с учетом нового опыта, — говорит о белорусской специфике первый заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Людмила Боровик.

По подобному пути пошли и другие страны, например, Германия. Немецкие специалисты отмечают, что формирование «устойчивых» стратегий — это процесс, который может длиться не один год, а сами стратегии — постепенно корректируются с учетом достижений и под новые вызовы.

— При подготовке стратегии для федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия мы комбинировали то, что есть, с тем, чего нужно достичь, учитывая экономические, экологические принципы и принципы социальной справедливости. Стратегию необязательно переписывать заново, в определенные периоды ее следует лишь актуализировать с учетом новых ориентиров, — говорит научный менеджер проектов земельного объединения «Повестка 21» земли Северный Рейн-Вестфалия Мориц Шмидт. — Для реального достижения целей не должно быть конфликтов и разрывов между сферами, в обсуждение должны быть максимально включены все группы общественности, местной власти, экспертов, иначе попытки могут провалиться.

Неочевидные цели и устойчивые тендеры

Немецкие эксперты советуют каждую из 17 целей устойчивого развития рассматривать в национальном контексте. Скорее всего, у каждой цели будет своя специфика и проблемные точки, а некоторых целей и достигать не придется.

– Вот, например, для Германии не актуальна проблема санитарии из 6-й цели. То есть, теоретически, страна могла бы показывать всем, что достигает показателей на 100 процентов... Но зачем, если проблемы нет? – приводит пример научный сотрудник Вуппертальского института климата, окружающей среды и энергетики Доротеа Шосток.

С другой стороны, Беларусь может подумать, как поработать над достижением целей, которые, на первый взгляд, ее не касаются.

— Земли нашей федеральной земли не имеют выхода к морю, однако мы работаем с 14-й целью о сохранении морских экосистем. Наши реки ведь все равно являются частью мирового океана, а значит, и мы влияем на его чистоту. Так и Беларусь, – говорит Мориц Шмидт.

Еще один важный совет от немецких экспертов: выбрать понятные и измеримые индикаторы. Они помогут государству понять, есть ли прогресс, а людям – какой именно вклад они вносят, как влияют на ситуацию своими действиями. Кроме того, необходимо проводить постоянный мониторинг и оценку деятельности, в том числе независимыми экспертами (они обычно дают рекомендации по совершенствованию), ликвидировать выявленные со временем пробелы в законодательстве, корректировать деятельность, а также публично предоставлять правдивые отчеты, чтобы формировать доверие у общественности. Полезно сравнивать достижения с достижениями других стран, а внутри страны – с успехами друг друга (например, областей или районов).

— Мы также рекомендуем государству брать на себя дополнительные добровольные обязательства, которые будут показывать заинтересованность правительства в достижении целей устойчивого развития. Например, закупки товаров и услуг, кейтеринг, выбор одежды для армии, управление отходами проводить с учетом целей, а значит, в тендерах будут побеждать не более дешевые, а более устойчивые практики и товары, — резюмирует Мориц Шмидт.

 

 

Фотографии