В стенах Белорусского государственного педагогического университета началась серия мероприятий, посвященных вопросам организации практик образования в целях устойчивого развития, интеграции целей устойчивого развития в непрерывное образование и расширения инновационной деятельности учреждений образования в области устойчивого развития.
Понимание устойчивого развития как принципиально нового этапа жизни человеческой цивилизации, этапа экономической устойчивости, экологической целостности и социального благополучия помогает по-новому взглянуть на роль образования в реализации этих идей, считает ректор Белорусского государственного педагогического университета Александр Жук.
Доступное и качественное образование – это инвестиции в будущее страны. Одна из задач процессов устойчивого развития в Беларуси заключается во внедрении новых форм организации образовательного процесса, развитии инклюзивного образования, интегрировании Целей в области устойчивого развития в образовательные программы, заявила заместитель председателя Совета Республики Национального собрания, Национальный координатор по достижению Целей устойчивого развития Марианна Щеткина, открывая декаду.
− Если мы не будем включать в образовательные программы непрерывного образования и образования детей понятия и необходимость устойчивого развития, то много не достигнем, − считает Национальный координатор по достижению ЦУР.
Ни одну из Целей в области устойчивого развития нельзя выполнить без соответствующей подготовки и образования, подчеркнула Марианна Щеткина. Потому что для их достижения важен человеческий капитал.
− Мы должны научить думать, ориентироваться в знаниях и получать их. Сегодня такая эпоха, что если человек хочет получить знания, он их получит. Но для этого нужно уметь думать, уметь трудиться, уметь ориентироваться и иметь коммуникационные навыки, − подчеркнула заместитель председателя Совета Республики Национального собрания.
Достичь целей устойчивого развития невозможно в рамках отдельных уроков и мероприятий: важно взаимодействие и междисциплинарная работа. Такое мнение высказал первый заместитель министра образования, ответственный координатор по достижению целей устойчивого развития в сфере образования, реализации Стратегии ЕЭКООН для образования в интересах устойчивого развития Вадим Богуш.
− Работа должна идти не только на классных часах, но и в рамках внеурочной деятельности. Она является залогом воспитательной части, которая создает основу для устойчивого развития, − отметил ответственный координатор по достижению целей устойчивого развития в сфере образования.
Достижение целей устойчивого развития коррелирует с парадигмой непрерывного образования. Причиной тому изменяющиеся условия на рынке труда, когда ряд задач, связанных с выполнением трудовых функций, уходит и люди в зрелом возрасте вынуждены менять профессию. Над этой задачей также предстоит работать системе образования, отмечает Вадим Богуш.
Заместитель представителя Программы развития ООН в Беларуси Закари Тэйлор подчеркнул, что Беларусь имеет хорошую стартовую позицию для того, чтобы достичь больших успехов в реализации устойчивых и социальных индикаторов.
В современном мире невозможно добиться успеха без высокого уровня образования.
− Специалисты посчитали, что к 2030 году мир потеряет примерно 2 миллиарда рабочих мест в связи с тем, что большинство работ перейдут в автоматический режим и будут выполняться роботами. Граждане должны подготовиться, чтобы встретить все вызовы XXI века, − отмечает заместитель представителя ПРООН.
Особую роль в этом играют люди, работающие в сфере образования, и преподаватели. Как подчеркнул Закари Тэйлор, образование не ограничивается стенами образовательных учреждений. Важно создать партнерские отношения между школой, семьей и гражданским обществом.
В конце мероприятия по открытию Декады было подписано Партнерское соглашение о реализации в пилотных белорусских регионах (Березовском районе Брестской области и Щучинском районе Гродненской области) проекта «Научная лавка». Ресурсными центрами апробации этой кластерной модели стали гимназия города Щучина и «Здитовская средняя школа» Березовского района.
Две основные цели проекта — обеспечение образовательной и научной поддержки процессов интеграции практик ОУР и регионального развития, а также освоение участниками региональных процессов устойчивого развития.
Во всем мире есть научные лавки, но деятельность свою они строят по-разному.
«Наша задача — создать свою модель, которая будет работать в Беларуси, и оказывать реальную поддержку людям в местных сообществах», — отмечается на странице Ассоциации «Образование для устойчивого развития» в Facebook.
Этот проект осуществляется при содействии Программы поддержки Беларуси (ППБ). Программа поддержки Беларуси реализуется Дортмундским международным образовательным центром (IBB Dortmund) по поручению Министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) и Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ).
Декада образования в интересах устойчивого развития проходит в рамках Недель устойчивого развития – 2017 при поддержке Министерства образования и Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии.
Интерактивная карта программы Недель устойчивого развития.
Следить за новостями мероприятий можно на странице Недель УР